russian  norwegian  suomen  ukrainian  polska  latvian  belarus  france  Great Britain  sweden 


ПАРТНЕРЫ


Комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области





ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ





 

АРКТИК РОУД 94


«Глубокая разведка»

Мокрый старт

Начало было не самым благоприятным. Дождь. Девять утра. Площадь Пять Углов. На это время с этого места назначен старт первого ралли-рейда «АРКТИК РОУД 94».

Под дождем мокнет белая "Toyota land cruiser". Эта машина — один из участников, экипаж составили водители Севзапкомбанка Александр Стуков и Геннадий Лобанов. Машина тоже банковская.

Подъезжает «УАЗ», несправедливо именуемый в народе «козлом». Он расписан во все цвета радуги названиями фирм-спонсоров. Его экипаж — Евгений Ведерников, один из организаторов рейда, и Вячеслав Иващенко плюс оператор Мурманского телевидения с горой видеоаппаратуры.

Участников еще только два, а уже появился болельщик-господин Кириченко, управляющий Севзвпкомбанком. В краткой напутственной речи вместо добрых пожеланий он, завидя на «УАЗе» рекламу «РДС», заклеймил позором 90 процентов конкурентов, призвал руководителей финансовых структур и журналистов разобраться кто есть кто; после чего уехал.

Наконец появляются остальные. Грузовик «ГАЗ» от фирмы «Норд Техника», мотоцикл-эндуро (самодельный конечно), на котором мокнет под дождем Константин Кушнир, прибывший из Ревды, и "Scania" — автобус сопровождения, в который загружаются аппаратура, провизия и прочее необходимое в дороге имущество.

В самый последний момент отказались от рейда еще три экипажа — из-за финансово-технических проблем. ГАИ торопит, пора ехать, сколько собралось. Автопутешествие началось. Автоприключения себя ждать не заставили.


Нелегкая это работа

Колонной в таком составе доехали до Оленегорска. Здесь запланирован первый «доп» — труднопроходимый участок. Автобус остается на месте, а два джипа, мотоцикл и грузовик отправляются в путь.

Грунтовка переходит в песчаный участок. Здесь устраивается небольшое соревнование на скорость подъема в гору. Главный судья — Юрий Зторский — щелкает секундомером, и машины по очереди влетают в горку. Мотоцикл и «газон» соревнуются сами с собой, а из джипов лучше справляется «УАЗ» — на две секунды быстрее «тойоты».

Двигаемся дальше. Приходится переползать с валуна на валун, медленно и осторожно, чтобы сохранить в целости трансмиссию. Впечатление такое, что машина переставляет колеса, как ноги. Хотя нескольких сильных ударов избежать не удается.

После камней дорога идет по болоту. Преодолеваем броды, пока небольшие. Но вскоре после того, как по очереди «садятся» джипы, Организаторы решают грузовик отправить обратно, пока не поздно, — если сядет он, вытаскивать будет некому.

А для остальных начинаются приключения, за которыми, собственно и ехали. Застревает в грязи идущий первым «УАЗ». Его экипаж при помощи судей и пишуще-снимающей компании выталкивает машину туда, где посуше.

Следом, в ту же самую грязь, с решительностью камикадзе бросается «тойота» — другой все равно нет. Конечно, останавливается: колеса, как миксеры, месят кашу из грязи и травы, с головы до ног покрывая ею людей, пытающихся вытолкать машину вперед.

Иногда это удается, если нет — приходится настилать заранее приготовленные гати, в ход идут лебедки, которыми джипы вытаскивают друг друга.

Появляется возможность не лезть в грязь — объезжаем по болотным кочкам, выкорчевывая по пути пни и отбрасывая валежник. Машина с трудом ползет на брюхе, но все же движется вперед.

Дальше дороги нет — заросла. Покружив по лесу, преодолев еще несколько бродов, все же выезжаем к месту начала «допа». На 15 километров понадобилось четыре часа.

А ведь если по настоящему, по спортивному — экипаж должен справляться без посторонней помощи.

Группа обеспечения успела к нашему возвращению не только приготовить обед, но и выспаться. Так будет на протяжении всего рейда.

...Это была, как говорят организаторы, затравка или «пролог», как на ралли «Париж-Дакар». Но там он проходит на четырехкилометровой трассе под Версалем.


«Арктик рэйлроуд»

Снова дождь. Едем к Ревде, откуда начинается еще один «доп» до поселка Октябрьский. Экипаж «газона» решает не рисковать и едет через Апатиты вместе с автобусом.

Через несколько часов «скачки» на джипах по грунтовке — очередное испытание.

Дорога шла по мосту через речку. Подъезжаем — нет моста, сгорел. Рядом с грунтовой идет железная дорога. Между ними — ров, метров пять шириной, на дне которого уложено несколько шпал. Для мотоцикла это не препятствие. «УАЗ» выезжает на железнодорожную насыпь довольно легко. С «тойотой» приходится повозиться — слишком длинная.

Выбрались на железнодорожный путь и, стуча колесами, поезд, двинулись по шпалам.

Ехать так пришлось недолго, на первом же переезда свернули на свою грунтовку и к полночи безостановочно летели к Октябрьскому, месту ночевки, где уже ждал автобус и был накрыт стол.


Тысяча и один брод

Дальнейший путь к Умбе, один сплошной «доп». Этой дорогой — зимником — летом никто почти не ездит: утонуть в речках, которых там великое множество, проще простого.

Так же как на первом «допе», джипы вытаскивали друг друга, уходили под воду так глубоко, что казалось странным, почему работают двигатели. Мотоциклист Костя устраивал «мотозаплывы» в речках, чуть не утопил свою технику. Но при всем при этом у остальных азарт: проедет — не проедет.

Остановки в самых интересных местах, в Мунозере например. Население в поселке сезонное — приезжают из города на охоту, рыбалку, да за грибами-ягодами. Но есть и домашняя живность — овцы и куры. Гуляют, где хотят, ни людей, ни машин не боятся. Эдакий фермерский рай.

Передохнули, поговорили, поехали дальше. Нужно было поторапливаться, чтобы приехать к Терскому берегу во время отлива. Дорога стала получше, но временами трясло здорово — возникали сомнения, что произойдет раньше машина мост потеряет или голова отвалится. Хорошо еще, что количество пассажиров и груза не позволяло тем и другим летать по салону.

На берег вышли вовремя. По пляжу во время отлива можно ехать с любой скоростью, как по хорошему асфальту, — песок такой плотный, что даже следа не остается. Около 20 километров природной трассы — и остановка на ночь в Кошкаранцах.


У самого Белого моря

С вечера любители экзотики устроили баню. идти в которую решились немногие, — баня была черной. Погода не баловала с самого начала рейда, а сейчас испортилась окончательно — сильный ветер с дождем. Но зато у маяка было помещение, где удалось отдохнуть в тепле и даже посмотреть отснятые ранее видеокассеты.

Что интересно, в Кашкаркнцах не было видно ни одного человека (не считая участников рейда). Наверное из-за плохой погоды даже воздух казался не прозрачным, а каким-то серым.

Возвращаясь проезжали Оленицу. Та же картина, домов много, жителей не видно. Тоже попрятались от непогоды.


Удачи на бездорожье

Последняя остановка была уже за Умбой, у моста через Колвицу. Торжественная часть: награждение победителей, которыми оказались все.

Организаторы решили, поскольку рейд проводится впервые, а участников мало, считать «Арктик Роуд-94» «глубокой разведкой». Хотя, как уже говорили, были и спортивные страсти, состоялась и проверка мастерства водителей. Настоящих соревнований не получилось, зато вышло замечательное автопутешествие по самым диким местам в экстремальных условиях. Кстати экологи-экстремисты могут не беспокоится — природа не пострадала. Обошлось без серьезных поломок и аварий, доктор тоже остался без работы, со скуки изощрялся в походной кулинарии.

Для того, чтобы ралли рейд вписался в международные стандарты, решено именовать его отныне «Арктик Трофи», по аналогии со знаменитым «Кэмел Трофи» — правила почти те же. Дело конечно не в названии, но это важно для привлечения будущих участников, особенно из ближнего и дальнего зарубежья. Что бы знали о чем речь.

Уже есть предварительные заявки на «Арктик Трофи — 95». Организаторы прошедшего ралли-рейда спортивно-техническая фирма «Мурманск Мотор ЛТД», спонсоры и участники организовали клуб «4x4», который должен объединить владельцев джипов — любителей автоприключений, желающих использовать свои машины по назначению.

Название «4x4» — это не только колесная формула полноприводного автомобиля, каким и является джип, а еще и девиз: «Полный привод во всех делах».

«Мурманский вестник», 28 сентября 1994г.,
М. Славин

вернуться к оглавлению

 

 


  


[an error occurred while processing this directive]