russian  norwegian  suomen  ukrainian  polska  latvian  belarus  france  Great Britain  sweden 


ПАРТНЕРЫ


Комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области





ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ





 

АРКТИК ТРОФИ 2004


Бездорожье, которое они выбирают

Через полгода на кону — 15 кг золота

Героями дня в минувшее воскресенье стали участники экспедиции «Арктик Трофи 2004», проходившей в ранге открытого чемпионата Мурманской области. За 8 дней 10 экипажей на полноприводных автомашинах прошли по лютому бездорожью от Белого до Баренцева моря. Был выбран маршрут по давно заброшенным военным, лесовозным и геологическим дорогам. На некоторых участках не рискнет пройти и гусеничная техника. Участники же экспедиции прошли — под девизом «Путешествие для настоящих мужчин». И на девятый день прибыли в Мурманск. На центральной площади города их встретили сотни поклонников автоспорта и просто любопытствующих.

Хлебнувшие лиха машины, с потускневшей краской, многие с напрочь сорванными тормозами, в сопровождении ГИБДД медленно вкатились на Пять Углов и выстроились как на параде. Пилоты и штурманы выбрались из кабин, счастливо улыбались, всем видом своим говоря: «Мы это смогли!». Обступившие мурманчане расспрашивали о впечатлениях. Я подошел к ветерану таких экспедиций Андрею Федунову. Из десяти ралли-рейдов (нынче уже десятый!) в восьми он шел по трассе в качестве одного из организаторов. Два года назад его пригласили на работу в Москву, и нынче, специально прилетев из столицы, впервые шел в «Арктик Трофи» в качестве рядового участника.

— Трассу я в основном хорошо знаю, — рассказывал он. — Но очень интересно было пройти в Хибинских тундрах Умбозерский перевал. Он поразил меня и трудностью пути, и красотой. В прежние годы мы с Женей «колотили» его, прокладывая трассы, но так и не смогли одолеть. И вот он нам все же покорился!

Женя — это Евгений Ведерников, один из основателей трофи-движения в Мурманской области. В 1999 году при прокладке трассы для очередных соревнований он погиб вместе с телеоператором ГТРК «Мурман» Сергеем Щербовичем. С тех пор такие рейды на Кольском полуострове посвящаются их памяти.

Прежде участников было гораздо больше. В том же 1999-м на трассу вышло 48 машин. Теперь только 10. Дело в том, что этот вид состязаний становится все популярнее в России, трофи-рейды проводятся во многих регионах, и наши спортсмены, испытав себя на родной земле, ездят пробовать силы и набираться впечатлений в другие места. Но в рядах автомобилистов появляются свежие силы. Так, впервые участвовал в гонке по гиблым местам экипаж из Кандалакши — Алексей Карпов и Андрей Овчинников.

— Нет, места эти вовсе не гиблые, а прекрасные, — возразил мне Алексей. — Я родился на Севере и всегда жил здесь, но до этого рейда не представлял, как красива, даже замечательна наша природа. Было трудно, конечно, но — здорово, очень здорово! Собираюсь пойти и в следующем году.

«Любовь к бездорожью — это страшный вирус, — говорят автомобилисты. — Попробовав, заразившись однажды, жить без этого больше не можешь». Одна из жертв «вируса» — финн Отто Мекеля. Из Хельсинки, почти за 2 тысячи километров, он уже в пятый раз специально приехал для участия в соревнованиях. Всякий раз бился с Кольскими каменистыми грядами и болотами, форсировал бесконечное количество рек и речек и редко толком доходил до финиша — техника имеет свойство ломаться в таких условиях. Конечно, не у него одного. Нынче Отто особенно не повезло: разбил свою машину еще по пути в Кандалакшу. По телефону связался со старым знакомым из Мурманска, участником прошлых рейдов, договорился, что покупает его внедорожник. Машину ему подогнали прямо к стартовой линии. Со своим российским напарником, штурманом Дмитрием Плотниковым, прошел только два спецучастка трассы и на третий день где-то между Мончегорском и Оленегорском, как он выразился, «стукнул» мотор. Мотор пришлось заменить, а потом догонять ушедшую далеко вперед колонну. В итоге гонок Отто Мекеля оказался последним. Но сдаваться он не собирается. Заявил, что теперь с нетерпением будет ждать «Арктик Трофи 2005».

Впервые участвовал в соревнованиях экипаж из Латвии в составе троицы — Мартин Гайлис,.Райвис Баутис, Арвис Ширтялис. Они узнали о мурманских гонках из Интернета. У себя на родине в этом виде соревнований были не новичками, но северная природа их восхитила. Разве что были поражены мертвым лесом в районе Мончегорска. Очень понравилась организация трофи-рейда, и они, хотя тоже не заняли призового места, сказали, что отныне станут ежегодными участниками.

На Пяти Углах на чествовании мужественных и увлеченных людей, способных одолеть любую гору и самое топкое болото, была раздача «слонов». Слово это уместно здесь, так как кубки оказались огромными. Чемпионом «Арктик Трофи 2004» стал экипаж в составе пилота Юрия Санина и штурмана Андрея Федунова. Второе место завоевали Владимир Ежов и Алексей Романов, третье досталось Сергею Глухову и Александру Воронцову.На пресс-конференции, которая состоялась несколько позже, председатель оргкомитета экспедиции и ее технический комиссар Андрей Акулаев сказал:

— Обычно, подводя итоги пробега, мы объявляем о начале работы по подготовке к «Арктик Трофи» следующего года, в частности, к поиску нового маршрута. Но на этот раз у нас начинаются хлопоты по претворению совсем нового проекта, каких не знали еще в России. Предстоит экспедиция-трофи Мурманск — Владивосток. Старт — 23 февраля от радиолокационного маяка в районе поселка Белокаменка, финиш — на берегу Тихого океана 8 марта.

Для более подробной информации Андрей Николаевич передал слово Дмитрию Меркулову и другим москвичам, прилетевшим из столицы познакомиться с нашими автогонщиками и договориться с мурманчанами об участии в проведении небывалого зимнего ралли.

Уже решено, что число команд ограничат, их будет всего 33. В каждой — по 2 автомашины-внедорожника, к примеру, таких как «Нива», и по 6 человек — 5 мужчин и 1 женщина. Всего основных участников будет почти 200, а машин — 66. Маршрут пройдет по федеральным дорогам через 14 областных центров. На пути предусмотрены спецучастки, где гонщикам предстоит бороться с бездорожьем. Для примера назвали три из них: «Лед Байкала», «Красноярские столбы», «Лед Амура».

Участвовать будут автомобилисты со всей России и, предполагается, также из-за рубежа. Заявки уже принимаются. Надо полагать, из Мурманской области желающие тоже найдутся. Но всем претендентам предстоит пройти через сито отбора. Не попавшие в основной состав могут пройти с экспедицией часть пути, к примеру, от Мурманска до Петрозаводска или Петербурга — сколько пожелают, тем более что никаких взносов платить не придется.

Очень весом призовой фонд — 15 килограммов золота. Его распределят так: команда, дошедшая до Владивостока первой (а это, напомню, 2 автомашины и 6 человек), получит 10 килограммов металла стоимостью 150 тысяч долларов. Добравшаяся второй станет обладателем 3 килограммов золота. А остальным одолевшим всю дистанцию вручат золотые медали.

— А если шел, боролся за победу, но не повезло? — спросил я. — Ведь предстоит путь длиной более 12 тысяч километров...
— Они получат серебряные медали, — ответил Дмитрий Меркулов.

Экспедицию-трофи Мурманск — Владивосток возьмут под свою опеку представители МЧС. Организаторы намерены опираться в пути на клубы автолюбителей, такой как на Кольском полуострове, организующий «Арктик Трофи». Мурманчане будут ответственны за прохождение экспедиции до границы с Карелией. Конкретно эту работу возглавят Андрей Акулаев и Владимир Ежов.

Одновременно с автомобилями из Мурманска стартует так называемый оранжевый поезд из 20 железнодорожных пассажирских вагонов. На всем пути он будет следовать параллельно автогонке. В поезде расположатся ее штаб, запасные участники эк-спедиции-трофи (по одному от каждой команды), журналисты и просто болельщики, которым придется купить билеты. На местах ночевок все они смогут общаться с автомобилистами, наблюдать за прохождением ими спецучастков. Также в поезде поедет представитель «Книги рекордов Гиннесса», поскольку планируется поставить множество мировых рекордов.

— Каких? — полюбопытствовал я. И получил ответ, что сам зимний автопробег на такой протяженной дистанции — уже рекорд. Или вот такой еще, к примеру, намечается. Задумано провести на байкальском льду беспримерное по количеству участников ночное шоу, где будут и гонщики, и пассажиры поезда, и местное население, и специально доставленные туда эстрадные звезды.

Впрочем, у нас еще будет время рассказать о предстоящей экспедиции поподробнее. Отмечу только, что расходы взяла на себя московская группа «Руян», занимающаяся разными видами коммерческой деятельности, прежде всего производством товаров бытового назначения. Ее представители считают, что такие глобальные мероприятия необходимы хотя бы уж для того, чтоб все мы не забывали: Россия — великая держава, способная на многое, в том числе и на дерзкие проекты. Ну и, конечно, экспедиция-трофи Мурманск — Владивосток послужит дальнейшему развитию автоспорта.

«Мурманский вестник», 14 сентября 2004г.,
Вячеслав Кондратьев

вернуться к оглавлению

 

 


  


[an error occurred while processing this directive]