russian  norwegian  suomen  ukrainian  polska  latvian  belarus  france  Great Britain  sweden 


ПАРТНЕРЫ


Комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области





Мотоцентр Кольский




ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ





 

АРКТИК ТРОФИ 2004


Кольские хроники

Этот материал не претендуют на статус официального репортажа с места события. Трофи — это не футбольный матч, когда всех игроков хорошо видно из комментаторской кабины, и даже не ралли «Париж-Дакар», где над трассой постоянно кружат несколько вертолетов с телевизионщиками, ведущих прямую трансляцию.

Трофи-рейд — такое мероприятие, в котором можно двигаясь по спецучастку, ни разу не встретиться с другими участниками. Где уж тут, успеть журналистам... Описывать же перипетии борьбы с бездорожьем с чужих слов как то не хочется, да и неправильно это... Перед вами дневниковые заметки, возможно не полные, с некоторым субъективным оттенком, хотя все факты и имена реальные...



День первый. «Шишига» номер «0»

Побывать на Кольском полуострове я хотел давно. Еще, когда учился в институте, даже планировал маршрут, собирал команду, но так и не сложилось... Потом появились другие пути, интересы и заботы... Мечты многие годы продолжали оставаться мечтами. Однако, как известно, они имеют особенность сбываться... «Мы выделим для журналистов ГАЗ-66 с водителем, дадим легенду, карты, и делайте все, что захочется..., только не теряйтесь...» — сказал мне по телефону Владимир Ежов, один из руководителей мурманского клуба.

И вот, полутора суток в поезде позади, мы в Кандалакше. Для небольшого города старт такого мероприятия это настоящий праздник. Огромный баннер на кинотеатре с джиперским названием «Нива» на центральной площади. Милицейские патрули, перекрывшие подъезды, зрители, пришедшие целыми семьями, музыка, слова напутствия... Ну поехали... Десять экипажей из Мурманска, Оленегорска, Мончегорска, Латвии и Финляндии отправились вглубь Кольского. Следом за ними выдвинулась и наша «шишига» под номером «0». На ее борту три московских журналиста, в том числе и я, за рулем — Владимир Кондратьев. Летом он участвовал в прокладке трассы. Не отказался и от приглашения организаторов покрутить баранку на автомобиле прессы.

Пять лет назад во время разведки маршрута очередного «Арктик-трофи» трагически оборвались жизни основателя клуба Евгения Ведерникова и оператора мурманского телевидения Сергея Щербовича. С тех пор все последующие рейды посвящаются их памяти. Не стал исключением и десятый «Арктик-трофи», маршрут которого проходил от моря до моря — от Белого до Баренцева.

Для соблюдения «протокола» начнем с Белого.... Заезжаем для фотосъемок на берег. Несмотря на то, что уже сентябрь, светит и даже немного греет яркое солнце. И только постоянно задувающий ветер как бы напоминает, что мы уже за Полярным кругом. Поскольку у нас нет на автомобиле лебедки, то соваться вслед за участниками по трассе нам противопоказано. Чувствую по разговорам, что у Володи есть «секретное предписание» не вестись на журналистские «происки», а в основном перемещаться объездными путями. Цель на сегодня — лагерь на реке Муна, вблизи финиша СУ-1.

Участок «Умба — Муна» разминочный и большая его часть проходит по лесовозным дорогам и пятикилометровому болоту перед финишем. Организаторы боялись, что участники, еще не «переключившиеся» с асфальта на офф-роуд, будут гнать по грейдеру на полную катушку. Как оказалось, народ подобрался с головой и ни у кого не возникло желания убить подготовленную для трофи машину в первый день. Тем не менее лидеры определились: это экипажи Максима Станкевича — Андрея Щеглова на TLC 70 и Юрия Санина — Андрея Федунова на «УАЗе».

Первый день пути показался очень длинным, практически бесконечным. Еще бы, покимарить всего несколько часов предыдущей ночью в поезде под пение рельс, подъем в шесть утра, старт и дорога, дорога, дорога... Финишируем глубокой ночью. В лагере уже все собрались, ждут прессу, то есть нас, ужинают и общаются. А вот и первая особенность «Арктик-трофи» — в лагере всего один костер, на котором все готовят еду, и возле которого греются и поют песни. А ведь еще 10-12 часов назад больше половины этих людей была не знакома друг с другом...



День второй. Дрэгрейсинг на секретном аэродроме

Выезжаем с Муны в команде из четырех «шишек». Точнее трех с половиной, поскольку кроме трех, вместе с нашей, организаторских «полноценных» ГАЗ-66, в гонке принимает участие полу-«шевроле»-полу-«шишига». Ее автор — Дмитрий Плотников уже в пятый раз на «Арктике». Пилотом на его монстре заявлен Отто Мякеле — финн, родившийся в Москве, женатый на русской, и живущий то в Финляндии, то в России. «У меня два паспорта и я — официальный финский безработный», — гордо заявляет Отто. Впрочем последнее не мешает ему, из года в год приезжать на Кольский гоняться в трофи. К сожалению, в этом раз его «аппарат» на пол-пути до старта оказался лежащим на крыше в кювете. Отто созвонился с мурманскими друзьями и тут же «по телефону» купил себе новый «финомобиль». В результате на трассу вышел международный экипаж...

И опять лесовозные дороги. Основные препятствия — камни и небольшие заболоченные участки. Самые топкие места раньше были замощены гатями, которые благополучно сгнили. Интересно, что по этим дорогам до сих пор ездят местные жители даже на «недоприводных» автомобилях, причем для них это никакой не офф-роуд. Вроде трясемся несколько часов подряд на «самом лучшем армейском джипе», ползем на «брюхе» через трясины, а затем вдруг неожиданно оказываемся в деревне, в которой живут люди, около домов стоят мотоциклы, «Нивы» и «пятерки». Как они туда попали, непонятно, хотя может быть у них свои потайные тропы... Не меньшее удивление вызывает и встреченный по пути заброшенный, наверняка раньше секретный, аэродром. Несмотря на то, что им уже давно не пользуются, покрытие в полном порядке. Вот так бы в столице асфальт клали! Устраиваем даже короткий дрэгрейсинг, пролетая бетонку параллельными курсами за несколько минут... И опять камни, камни... Вообще-то тем, кто едет в кунге нужно выдавать каски на головы...

Лагерь этого дня находится на Комарином озере. «Приятное» название! Хорошо, что уже осень, представляю, что здесь творится в июне... Дорога идет через Восточный рудник. Периодически разъезжаемся с БелАЗами — указатели, призывающие водителей к вниманию, встречаются на каждом повороте. Вот это действительно гиганты! Останавливаемся фотографироваться возле одного из них, ставшего уже памятником. Каким же маленьким кажется рядом с ним наш грузовичок, как игрушка.

Авангард уже финишировал, ремонтируется и отдыхает. Не знающий усталости Андрей Федунов лихо орудует бензопилой, готовя костер к приходу основной группы. Знакомлюсь с ребятами на УАЗе из Прибалтики. Бухгалтер Мартин Гайлис, мебельщик Райвис Балодис и менеджер Юркелис Арвилс. Но это дома, в Риге. Здесь они экипаж: пилот, штурман и механик. В таком мероприятии принимают участие впервые. Признались, что многому учатся по ходу дела, перенимая опыт у «стариков», а также, что совсем не умеют ехать по болотам. Тем не менее, на первом участке они никуда не свернули в объезд, а прошли по трясине в соответствии с легендой.

Наскоро перекусив, «рвем» дальше. Завтра сложный участок. Дело в том, что различные препятствия за десятилетнюю историю «Арктик-трофи» были преодолены не раз, и в разнообразных связках входили в маршруты того или другого года. Завтрашний же этап «пробит» всего месяц назад. Проходит он насквозь через Хибины, там, где до этого путешествовали только горные туристы. Наиболее опасное место — Умбозерский перевал. Большие и тяжелые автомобили не годятся — слишком узкий и с предельным креном там проход по берегу горного озера. Поэтому даже замыкающим по трассе идет на этом СУ не ГАЗ-66, а УАЗ. Наша задача — обогнать всех и подняться на перевал с другой стороны. Мчим в Кировск и дальше, уже ночью, поднимается до Куэльпора на базу КСС.



День третий. «Синяя птица»

Ранний подъем не удался. Пока завтракали и собирались, с КСС на перевал уже ушла «Синяя птица», так все любя называют машину МЧС. На самом деле это шестиколесный ЗиЛ с краном и задним управляемым мостом. В команду входит аквалангист с полным комплектом оборудования. В случае возможного переворота трофийного автомобиля, спасатели должны помочь.

...Мы опоздали совсем чуть-чуть... Не доезжая буквально 200 метров до озера встречаем победителей этапа — Владимира Ежова и Алексея Романова на Toyota HiLux. Они же сообщают новость: «Там МЧС-совцы «Птицу» утопили...» Немая сцена...

Когда мы поднялись на перевал к озеру, то увидели, что ЗиЛ завалившись на левый бок, лежит в трех метрах от берега. К крюку крана привязаны несколько камней в качестве противовеса. Рядом ходят грустные спасатели и два представителя Мурманского телевидения... Как машина оказалась в воде — однозначно сказать сложно. То ли сыграл банальный человеческий фактор, то ли рельеф оказался действительно слишком сложным, а может быть и то и другое вместе. Повезло, что никто не пострадал...

Однако нам надо работать — вооружившись аппаратурой, выдвигаемся пешком по другую сторону озера навстречу каравану. Ждать пришлось долго, часа полтора. Хорошо еще, что погода была солнечной и располагала к фотографированию и созерцанию пейзажей Хибин. На перевале же ребята решили тоже не сидеть без дела и попробовать вытащить автомобиль из воды. С помощью «журналистской шишиги»...

Шум мотора Санинского УАЗика был слышен по ущелью издалека. Постоянный участник «Арктик-трофи» и «Ладог», Юра вел автомобиль на максимально возможной скорости вверх на перевал объезжая каменистые гряды и с ходу форсируя ручьи, в изобилии стекавшие с гор. На озере за дело взялся штурман, Андрей Федунов. Он мурманчанин, один из старейших членов клуба, но последние два года живет и работает в Москве. Несмотря на расстояния и загрузку, пропустить юбилейное трофи он конечно не смог. Дальше как в учебном кино для начинающих джиперов. Андрей пробегает участок, намечает линию движения и «вешается» на борт для откренивания. Юра филигранно объезжает опасные камни. УАЗ под его управлением идет под 45 градусов по окно штурманской двери в воде. Еще десяток метров и они выскакивают на более-менее ровную площадку, молодцы.

Но что это, куда делась «Синяя птица»? И что это, похожее на угол ее кузова торчит из воды? Неужели?! @@ @@@@ @@@@!!! (непереводимая игра слов)... А утонула она, когда ГАЗ-66 уперся «спиной» в камни и пришлось перецеплять трос. Десятитонная махина за две секунды ушла на трехметровую глубину в десяти метрах от берега. Самое плохое, что это не предел. Озеро на Умбозерском перевале — мертвое, то есть это небольшая по площади естественная воронка, заполненная талыми водами. Глубина его более 30 метров. «Птица» лежит на грунте на самом краю резкого свала вниз — это хорошо видно по цвету воду, меняющегося от голубого до практически черного. И только тонкий трос, протянувшийся из глубины к бамперу «охотника за новостями» не дает ей превратиться в настоящего «Титаника».

А между тем снизу на перевал пребывали очередные участники. Подъехал мурманский экипаж — Андрей Зенков и Сергей Латынцев. Они дебютанты, хотя смелости и знаний не занимать. Еще бы! Андрей — заслуженный мастер спорта, чемпион мира, олимпийский чемпион по биатлону. Сергей увлечен спортивным туризмом и рафтингом, мастер спорта, чемпион России. А еще они занимаются ремонтом и тюнингом УАЗов. Как знать, но кажется, если у них не пропадет интерес к такого роду «отдыха», а судя по искрящимся глазам — это вряд ли, с такими составляющими — быть им скоро в чемпионах... Опять же есть достойные учителя, хоть и соперники. Вот, например, Владимир Ежов, не усидел на базе, вернулся на перевал и начал помогать проводить машины. (Кстати, в этом еще одна отличительная черта «Арктики». Никто из участников, преодолев сложное место, будь то брод или «засада» как на перевале, не уйдет дальше, не убедившись, что его помощь не требуется. И неважно, что на финише тикает секундомер, и возможно этих нескольких минут, затем не хватит для того, чтобы стать победителем. Помочь другу, хоть и сопернику, важнее.) Технология прохождения была выбрана максимально безопасная, со страховкой лебедкой. А как быть, если на УАЗе «Кандалакши» (Алексей Карпов и Андрей Овчинников) ее просто нет? Не беда! Поработали руками и «построили» из камней «дорогу» — такой вот джип-триал получился.

Участники и организаторы ночевали на базе КСС. Хорошо там было: баня, горячий ужин и прочие радости жизни... Но не для нас. Маленькая «шишка» под номером «0» продолжала на берегу озера играть роль спасительного якоря для большой «Синей птицы»... А ночью к нам кунг, раскачивающийся от порывов ледяного ветра, ввалились насквозь мокрые и промерзшие «чистильщики» братьи Акулаевы с доктором Гошей Котцовым, Максом Станкевичем и Андреем Щегловым. Из лидеров они превратились в аутсайдеров — не добравшись пару километров до перевала на «семидесятке» «накрылся» передний мост...

В анкете, которую участники заполняли перед стартом, в графе, касающейся достижений в трофи-рейдах, Максим «скромно» написал: «Берем все призовые места!» Разве такой боец смирится с поражением?! Сколько до лагеря? Всего десять километров? По горам? Броды? Плевать, за два часа дойдем! И ушли в темноту...



День четвертый. Ночной дозор

«Конец простой, пришел тягач, и там был трос...» Как и обещали МЧС-совцы, к двум часам дня на перевал поднялся огромный «Кировец» и извлек из воды десять тонн железа синего цвета. Просто и быстро, как на учениях...

А караван в это время уже был на следующем СУ. На самом легендарном участке, который всегда будет входить в маршрут всех рейдов. «Затерянный мир». Километровые броды вдоль озера Гольцовое. Озеро Куна. Броды, броды... На одном из них, через порожистый приток реки Печи, в 1999 году погибли Евгений Ведерников и Сергей Щербович. Здесь установлен мемориал их памяти... Попасть сюда в этот раз мне не удалось, а жаль...

Куэльпор — место известное многим: и горнолыжникам, и пешеходным туристам. На базе КСС рады помочь всем. Сейчас идет двухнедельная смена Саши Галайко (в узких кругах известного как Хохол) и Олега Курганского (это он нырял в озеро, цепляя тросы). Хорошо то, что хорошо кончается! А у нас все хорошо: «Синию птицу» спасли, за что имеем полное право, нарисовать звездочку на «шишиге», не сбежали с перевала, оттого гордые, пусть и немного усталые после холодной и бессонной ночи. А что возвращает силы в такой ситуации лучше всего? Конечно баня! Туда мы и направились...

Представьте: глубокая ночь, в предбаннике сидят чистые, напарившиеся журналисты, пьют холодное пиво и, немного разомлевшие от этой благодати, планируют завтрашний день, обсуждая, где перехватить участников. Представили? Так вот, в эту идиллию открывается дверь и входит осунувшийся Макс Станкевич, с которым мы расстались сутки назад. Он не спит уже третий день, и из Кировска на «Лексусе» жены привез мост для «Тойоты». «Ребят, я все понимаю, но, если вы не сможете — я пойду на перевал пешком, а мост понесу»... Так мы заработали вторую звездочку.



День пятый. Ночной дозор — 2

...Спать легли в восемь утра. В десять нас разбудили Олег и Саша. Оказывается, что «заказанный» Максом гусеничный вездеход-эвакуатор, на который джипы вывозят, просто погрузив на «броню», готов выйти из Кировска и подняться на перевал с «той» стороны. Бензина и денег на такие спасработы, даже по скромным подсчетам, уйдет немеренно. Как быть? С одной стороны, Макс заказ не отменял. Но с другой, он и не мог этого сделать, так как «достал» мост уже поздно вечером, а решение ремонтироваться и продолжать гонку появилось вообще ночью. Ночью же он оказался и возле машины. Смог ли починиться? Связи с ним нет. Назначаем контрольный срок — 14 часов. Если не возвращается до него, придется опять (!!!) подниматься на перевал... К двум часам пошел снег, но Макс не приехал...

..."Тойота» и ГАЗ-66 вернулись на базу вместе только к вечеру... Эвакуатору успели дать отбой. Догонять же караван нам уже не имело смысла. Так прошел еще один журналистский день «на» и в тоже время «вне» «Актик-трофи».



День шестой. «...семь верст не крюк»

По графику участники должны были в этот день отдыхать и ремонтироваться. Старт следующего СУ находился в Приречном, финиш — на руднике в Заполярном. Есть шанс, поэтому ставим задачу — совершить марш-бросок, обогнав всех на два дня, то есть заброситься сразу в Заполярный, с тем, чтобы завтра выехать с финиша навстречу трофистам. Сказано — сделано. «Всего» 15 часов в пути и мы «отрубаемся», по другому это нельзя назвать, в гостеприимном доме Андрея и Марины Левицких, друзей нашего драйвера.



День седьмой. А может быть вы шпионы?

Наконец-то мы встретились, как здорово снова увидеть знакомые лица. Хоть и изрядно заросшие щетиной. О наших приключениях все уже наслышаны и встречают как своих. Это приятно вдвойне...

А первым, проехав через болота, на руднике финишировал экипаж Санин — Федунов, за ними Ежов — Романов, третьими стали Сергей Глухов — Александр Воронцов — Андрей Глухов. Забегая вперед, скажу, что в этой же очередности они и поднялись на пьедестал, но это будет объявлено только через два дня на площади Пяти углов в Мурманске. Новость же на сегодня, что спортивного зачета на последнем спецучастке, на полуострове Средний, не будет. Пограничники не пустили в этот «строго засекреченный» район иностранцев — экипаж из Латвии. Ребята остались ждать возвращения каравана, не пересекая КП в Титовке, а на этом СУ было решено просто проехать рейдом без секундомера.



День восьмой. Честная игра

Во время Великой Отечественной здесь шли кровопролитные бои. Окопы, траншеи, колючая проволока, гильзы и даже нестрелянные немецкие патроны в сгнившей пулеметной ленте... Как же здесь воевали: все открыто, одни камни... Становится жутковато... Останавливаемся возле монумента почтить память погибших.

Полуостров Средний встретил моросящим дождем и ветром, сдувающим с ног. На море шторм. Но, несмотря на это, прощальный вечер на берегу Баренцева моря прошел в «теплой дружеской обстановке», хоть и немного грустно, что все заканчивается.

Так же такое «Арктик-трофи»? Это совсем не F-1. Здесь не «крутятся» большие деньги и нет супер-навороченных «тачек». Здесь нет «подстав» и закулисных интриг. Это фантастический Кольский полуостров. Это УАЗы, на которых прямые мужики, едут напрямик. Здесь все по-честному. И сюда хочется вернуться...


Кольский п-ов — Москва

"Club 4x4", ноябрь N11 2004г.,
Сергей Груздев, фото автора и Дмитрия Ежова

вернуться к оглавлению

 

 


  


[an error occurred while processing this directive]